Параллельно функционировали еще так называемые заштатные вузы — учебные заведения с нулевым показателем престижности, в которых и конкурса практически не было. Правда, на головокружительный карьерный рост выпускники таких учебных заведений рассчитывать не могли. После развала Союза на рынке образования стали появляться негосударственные образовательные учреждения (НОУ), обучение в которых ведется на платной основе. Сегодня их около 600. С учетом сокращения бюджетных мест в госуниверситетах, а также широкой рекламы новых вузов, обучение в которых позиционировалось как престижное и дорогостоящее, НОУ быстро приобретали популярность. Но вскоре стало понятно, что получать образование в вузах новой формации стремятся в основном те, кто не в состоянии выдержать вступительные экзамены в государственные университеты. Многие негосударственные учебные заведения постепенно снизили плату за обучение, признав свою неспособность конкурировать с коммерческими отделениями государственных вузов (ГОУ). Сегодня разница в годовой плате за обучение в НОУ и государственных учебных учреждениях составляет минимум 25%, а если вести речь о самых престижных ГОУ, то ценники и вовсе несопоставимы — даже с лучшими негосударственными вузами. Скажем, на юриста в МГИМО можно выучиться за 245 тыс. рублей в год, в то время как в Московской финансово-юридической академии, находящейся на хорошем счету среди НОУ, — всего за 55,2 тыс. рублей (см. таблицы). Если разрыв в стоимости обучения столь значителен, то можно предположить, что более высокая плата, которую взимают со студентов в государственных университетах, оправданна и компенсируется более высоким качеством образования и перспективой наилучшего трудоустройства.
Корень проблемы
Специалисты российской HR-индустрии дружно признают свое предубеждение против негосударственных высших учебных заведений. И складывается оно, как оказалось, не столько из-за качества образования, сколько из-за уверенности работодателя, что хороший специалист — это специалист, который учился бесплатно. «Даже у выпускников госинститутов и университетов мы часто спрашиваем, на платном или бюджетном отделении они учились, — рассказывает начальник отделения по работе с кадрами банка “Авангард” Александр Егоров. — Ведь понятно, что абитуриенты, поступавшие в вуз на коммерческой основе, рассчитывали не только и не столько на свои знания, сколько на родительский кошелек. А если так, то значит, были плохо подготовлены». Эту точку зрения в том или ином виде разделяют большинство кадровиков. Они задают закономерный вопрос, почему абитуриент был не готов к вступительным экзаменам: он плохо обучаем, недостаточно мотивирован для получения знаний, не слишком амбициозен? Все эти качества дают повод думать, что из кандидата не выйдет хорошего работника и лучше поискать другого. «Выпускники коммерческих вузов подготовлены хуже: особенно сильно прослеживается нехватка фундаментальных профессиональных знаний, не на высоте навыки систематизации и обобщения информации, умение делать выводы, — отмечает директор по персоналу компании “Линия права” Георгий Новиков. — Та же беда у выпускников коммерческих отделений государственных учебных заведений. Думаю, что корень проблемы — в заниженной мотивации к получению знаний со стороны студентов и повышенная лояльность преподавателей к “платникам”». Зачастую сами выпускники разделяют эту точку зрения. «Я училась сначала в коммерческом вузе, потом в государственном, — говорит Екатерина Зверева. — Это, как говорится, небо и земля. Лекции-то читают так же, но вот требования к качеству знаний в Академии внешней торговли несравнимо выше, чем в СГУ, где я училась до этого. Здесь нельзя получить зачет без подготовки. Это, конечно, сказывается на уровне знаний и профессионализме — я вижу это и по себе, и по своим однокурсникам».
Для многих работодателей крайне важен и «бренд» вуза, его история. «Среди НОУ нет по-настоящему старых учебных учреждений с устоявшейся репутацией. И, конечно, выпускник престижного вуза будет иметь на собеседовании лишний плюс», — говорит директор по развитию бизнеса компании «Зебра телеком» Александр Минов. Первый заместитель гендиректора «ВТБ — управление активами» Наталья Плугарь добавляет, что для многих компаний важен именно престиж вуза. Среди государственных учебных заведений множество обладают отличной репутацией — их выпускников хватит на все крупные структуры, окончившим же коммерческие вузы чаще всего достаются фирмы поменьше и рангом пониже. А госкомпании часто вовсе не рассматривают резюме кандидатов из коммерческих вузов, несмотря на то что их дипломы приведены в соответствие с общероссийским стандартом. Столь жесткая позиция свойственна и некоторым коммерческим структурам, также не принимающим на работу выпускников НОУ. «Это один из элементов кадровой политики нашей компании, — говорит Георгий Новиков. — Первое высшее образование должно быть обязательно государственным, второе может быть получено в коммерческом заведении, существенной роли это не сыграет. Исключения из этого правила бывают, но они крайне редки. Собственно, у нас в штате только один юрист, окончивший частный вуз, но это действительно талантливый, одаренный человек, каких мало». Таким образом, наличие диплома НОУ в ряде случаев становится непреодолимой преградой для работы в той или иной фирме.
Слабое звено
За 10–15 лет с момента появления первых коммерческих вузов работодатели успели сформировать черные списки НОУ. У каждой компании они свои, но существуют два вуза, заработавшие себе однозначно сомнительную репутацию. Это Академия образования Натальи Нестеровой и Современная гуманитарная академия. Даже в объявлениях об открытии вакансий часто можно увидеть оговорку, что выпускники этих вузов в качестве кандидатов не рассматриваются.
«Многие вузы образованы как коммерческий проект, то есть вкладывают больше денег в рекламу своих услуг. По сути, они “продают” дипломы: студент, заплатив за обучение, в любом случае получит диплом об окончании. Одна из характерных черт некоторых таких вузов — большая филиальная сеть. Но ведь понятно, что обеспечить высокое качество обучения одновременно в 20 филиалах очень сложно. Естественно, что работодатели относятся к таким выпускникам с предубеждением, отдавая предпочтение отучившимся в госвузах», — считает директор по продажам компании Begin Group Михаил Кнеллер.
Среди относительно надежных и качественных НОУ упоминают ИМПЭ им. Грибоедова, Московскую финансово-юридическую академию, МГИ им. Е. Р. Дашковой, Московский банковский институт, Институт государства и права. «На рынке есть большое количество НОУ, которые много средств вкладывают в само обучение: приглашают квалифицированных преподавателей (например, из МГУ), занимаются научными разработками, поддерживают на высоком уровне техническую базу. Среди таких вузов можно выделить Международный университет в Москве, Российскую академию предпринимательства, Московский институт менеджмента и права, Российский новый университет и ряд других. По качеству образования они не хуже многих государственных, а иногда и лучше. У таких НОУ есть и свои преимущества перед госвузами: на защиту курсовых и дипломных работ они приглашают потенциальных работодателей, организуют стажировки студентов», — добавляет Михаил Кнеллер. Специалисты, работающие напрямую с выпускниками этих вузов, полагают, что уровень подготовки здесь достаточно высок.
Просим не беспокоить
Мониторинг предложений от работодателей и опрос показали, что особенно настороженно к выпускникам негосударственных вузов относятся руководители и HR-службы давно существующих коммерческих структур, особенно финансовой направленности. Банки, управляющие компании с большой неохотой принимают на работу специалистов без государственного образования. Молодые компании, работающие в перспективных и быстро развивающихся сферах, таких как реклама и PR, дизайн, маркетинг, недвижимость, обращают меньше внимания на название вуза, в котором учился соискатель. «Скорее всего, это связано с тем, что успех работников в этих отраслях не базируется на фундаментальных знаниях, — говорит гендиректор одной из компаний. — Считается, что тут важнее понимание ситуации, а лекции по этим новым для России дисциплинам во всех вузах одинаковые. Однако не надо забывать, что качественное высшее образование, полученное, что называется, в поте лица, учит думать, принимать решения, трудиться. Выпускники коммерческих вузов привыкли все получать за свои деньги: зачеты, экзамены — результат предрешен: даже если не с первого раза, но нужная запись в зачетке появится».
Опыт гендиректора компании «Бергер и Партнеры» Юлии Кондратенко говорит об обратном: «Я лично несколько раз сталкивалась с выпускниками юридических факультетов НОУ, которые разбирались в вопросах правового регулирования не хуже, а лучше своих коллег из госвузов».
Профессии, связанные с социальной сферой, работой с людьми, занимают отдельное место в споре о качестве образования. Специалисты отмечают невероятное количество непрофессиональных психологов, выпущенных коммерческими образовательными структурами. Врачевателей душ сейчас очень много: по последним данным, это третья по популярности профессия в России (после юристов и финансистов), однако представители HR-отрасли сетуют на то, что фундаментальных знаний, умения глубоко понять и прочувствовать ситуацию не хватает и многим выпускникам престижных вузов, не говоря уже о коммерческих.
Опыт решает все
Время лечит. И вообще, и выпускников даже самых неизвестных вузов, и работодателей с их предубеждениями к НОУ. Кроме того, в условиях тотального дефицита профессиональных кадров опыт работы является наиболее ценным критерием при наборе сотрудников. Особенно опыт важен в тех областях, где для успеха необходимы налаженные контакты и связи: например, в сфере продаж. В этом случае образование может быть вовсе непрофильным. «Я не знаю ни одного НОУ, который давал бы образование лучше, чем государственный вуз, — говорит гендиректор компании “Айти” Тагир Яппаров. — Но опыт соискателя действительно очень важен, особенно если речь идет о менеджерских позициях. Для тех, кто участвовал в успешных проектах наших партнеров, конкурентов, клиентов, мы готовы сделать исключение, закрыв глаза на то, что образование получено в неизвестном коммерческом вузе». Руководитель департамента персонала компании Blackwood Любовь Чубенко отмечает, что даже при рассмотрении соискателей на высокие должностные позиции первую скрипку играет именно опыт работы.
Работодатели не забывают и о том, что часть студентов государственных, даже самых престижных, вузов фактически купили диплом, отучившись пять лет за взятки. Таких с годами становится все больше. Поэтому многие специалисты HR-индустрии в последние годы охотнее присматриваются к выпускникам НОУ. «Я нередко встречаю выпускников государственных вузов с красными дипломами, знания которых решительно не соответствуют заявленному уровню, — говорит Наталья Плугарь. — На мой взгляд, самый эффективный способ подбора кадров — из студентов, проходивших практику в компании». Многие работодатели эту систему применяют давно и успешно: проводят отборочные конкурсы и олимпиады для студентов третьих-четвертых курсов, по результатам приглашают сначала на практику, чтобы решить, подходит им работник или нет. «Мы тоже приглашаем на стажировку, в том числе из частных вузов, — говорит Александр Егоров. — Работаем с Московским банковским институтом, Институтом государства и права, Финансово-юридической академией».
Таким образом, успешная работа в выбранной сфере если не полностью, то в очень значительной степени нивелирует недостатки негосударственного образования. Любой работодатель понимает, что по-настоящему талантливыми людьми разбрасываться не стоит. «Конечно же, я обращаю внимание на образование тех, кто проходит отбор в HR-службе и приходит на собеседование ко мне, но это не решающий фактор, — резюмирует вышесказанное исполнительный директор агентства +SOL Тарас Ткачук. — Просто бывают необходимые и достаточные условия при приеме на работу. Так вот, образование — это достаточное условие. А необходимое — это, конечно же, профессионализм».
Мировой опыт
Принято считать, что в европейском обществе право на высшее образование является неотъемлемым. Отчасти это так. Во Франции в большинстве университетов к занятиям допускаются все желающие (при наличии выпускных документов средней школы), но в течение первых двух экзаменационных сессий идет жесткий отсев: слабые студенты оказываются в списках отчисленных (их число может доходить до 80% от общего потока). Однако есть в стране престижные вузы, преградой для поступления в которые служат серьезные экзамены. В них учатся не более 5% из числа всех студентов, получающих образование. Именно выпускники этих вузов затем становятся элитой рынка труда. Крупные чиновники, бизнесмены, управленцы крупных компаний — выходцы из Национальной школы администрации или Высшей политехнической школы. Таким образом, прослеживается четкая зависимость карьеры от start-up, то есть от выбранного учебного заведения.
Похожая картина и в Великобритании. Выпускникам всех университетов присваиваются научные степени (бакалавры и магистры различных наук) — формально между ними не существует различий, все равны. Но есть, как говорится, равнее — «качество» научной степени определяется названием вуза, выдавшего ее. Самые престижные университеты в Англии, разумеется, старейшие — Оксфорд и Кембридж. Ценятся и дипломы ряда вузов, расположенных в Глазго, Абердине, Эдинбурге и Манчестере. Образование в таких университетах считается классическим, фундаментальным и престижным. Выпускник Кембриджа по умолчанию претендует на большую зарплату, быстрее и выше взбирается по служебной лестнице.
Взгляд изнутри
Стереотип, что в частных вузах учат хуже, чем в государственных, родился, по мнению психологов, не только из опыта общения с преподавателями и выпускниками, но и из-за советского принципа «платно — значит, плохо» по отношению к образованию. Человек, воспитанный в СССР, воспринимает плату за обучение в высшей школе как взятку. «Обратите внимание: в Москве масса частных школ. Там очень престижно учиться. И дорого, — говорит психолог, бизнес-консультант Елена Малыхина. — Однако никому не приходит в голову утверждать, что там получают образование дети, не способные выдержать вступительные экзамены в государственные гимназии. Просто многим все еще кажется, что платить за маленького ребенка — это престижно, а за большого — наоборот, стыдно». Между тем студенты НОУ начинают работать в среднем на год раньше, чем их коллеги из госвузов. Зачастую, окончив вуз, они уже имеют стабильную зарплату, работу и лучшие перспективы, чем те, кто пять лет просто учился.